"Провокация" довела до "Предбанника"  
     
  У серьезного человека может быть тайная, совсем несерьезная страсть. Сталин в юности сочинял неплохие стихи (повзрослев и оперившись, он прятал их от чужих глаз), Эйнштейн играл на скрипке, Набоков коллекционировал бабочек, Геринг принимал гостей, нарядившись древним германцем, Тютчев имел одну венчанную жену и две тайных. Сергей Юрский, знаменитый артист и пламенный трибун, испытывает давний интерес к развлекательному театру.

В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" состоялась премьера пьесы "Провокация". Автор - никому неведомый И.Вацетис, режиссер-постановщик Сергей Юрский, играло в нем все его семейство - он сам, его жена Наталья Тенякова и дочь Даша. Прошло шесть лет: все это время И.Вацетис находился в глубоком подполье, не подавая никаких признаков не только творческой, но и физической жизни. В нынешнем сезоне на малой сцене Театра Моссовета была поставлена его пьеса "Предбанник": режиссер Сергей Юрский, он же играет одну из главных ролей. Псевдоним - дело святое, поэтому мы условимся, что И.Вацетис действительно существует и пишет пьесы, отдавая их своему другу Юрскому.

И.Вацетис рос от текста к тексту. "Провокация" была настоящей театральной сатирой, зло пародирующей пену девяностых годов - полукриминальный бизнес, спонсорство, живо участвующих в большой жрачке деятелей культуры. А "Предбанник" не просто крепкий, но и изощренный театральный текст, где две сюжетные линии развиваются параллельно другу другу - в финале они самым неожиданным образом сплетаются.

Первая линия театральная: два старых актера (их играют Александр Филиппенко и Александр Яцко) говорят о нынешних тяжелых временах - театр гибнет, пьесы не те, режиссер не тот, публика не та, партнеры по сцене ложатся под зрителей, комикуя не по делу. Их герои выйдут на сцену в камзоле ХVIII в. и ночном шлафроке, строительных комбинезонах и касках и - это уморительнее всего - в обличье А.П.Чехова и Л.Н.Толстого из некой высокодуховной, но не пользующейся успехом пьесы. Одновременно разворачивается вторая сюжетная линия: тут Сергей Юрский играет усталого, спивающегося политтехнолога, поджидающего мага и кудесника Никифорэ, который должен спасти буксующую избирательную кампанию.

Сцена и реальность оказываются двумя отделениями сумасшедшего дома: в первом вяло копошатся тихие безумцы, во втором вовсю буйствуют темпераментные шизофреники (здесь Филиппенко играет теряющего контроль над своим бизнесом олигарха). Сюжетную развязку И.Вацетис вытаскивает, как фокусник из рукава: перед нами репетиция, политтехнологов и бизнесменов играют актеры из первого сюжета. Смысл всего этого сводится к древней мысли "весь мир - театр". В сухом остатке - хорошо сделанная, стопроцентно коммерческая пьеса, поставленная Сергеем Юрским основательно и добротно, с опорой на звездный состав, но в то же время вполне интеллигентно.

Таких, абсолютно зрелищных, в меру умных, уморительно смешных современных пьес на нашей сцене просто нет, и если бы Юрский (то есть Вацетис) ограничился этим, все было бы прекрасно. Однако ближе к концу действие вдруг переходит в иную, серьезную тональность. Герои поминают шестидесятников. Персонаж Юрского, старый актер дядя Боря (он же политтехнолог Туапсинский), совершает профессиональный и человеческий подвиг: он продолжает играть, несмотря на сердечный приступ, и умирает на сцене. Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить, если ближе к финалу у хорошего человека прихватило сердце, то под занавес он умрет - таковы театральные шестью шесть. Но дело вовсе не в том, что у автора пьесы не задалось с вычислениями.

Комедия положений, особенно написанная на современную тему, вещь по определению циничная - какова жизнь, такова и пьеса. Моралисту это невыносимо, и пламенный трибун Юрский слегка придушил ловкого драматурга И.Вацетиса.

Автор: Алексей Филиппов
 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О спектакле..."]

Hosted by uCoz