Рецензия "Афиши" на спектакль "Фома Опискин" |
||
Изменение названий
классических произведений обычно справедливо не приветствуется. Но
на сей раз переименование повести "Село Степанчиково и его
обитатели" в "Фому Опискина" выглядит как нельзя кстати. В спектакле
буквально царствует Сергей Юрский - Фома Опискин. В этом герое,
являющемся энергетическим центром и мощным мотором всего
сценического действия, собралась невероятная гремучая смесь самых
разных, порой противоположных человеческих качеств. Он вдохновенный
оратор и хитрый проныра, изощренный тиран и язвительный философ,
юродствующий наглец и жалкий трус, завистливый зануда и одаренный
гипнотизер, капризный деспот и блистательный артист. Каких только
актерских приспособлений не использует в этой роли Юрский,
работающий на излюбленных контрастах! Тут и резкие стремительные
движения властителя, и расслабленные ленивые позы обиженного
хитреца. А то вдруг на смену высокомерно оттопыренной нижней губе и
натянутой улыбочке явится смиренный взгляд "благородного
страдальца". Добротный европейский костюм легко соединяется у него с
холщовой робой странника вкупе с эффектно продемонстрированными
лаптями. Этот Фома жаждет реванша за прежние обиды и требует
повышенного внимания к себе, которое и получает в полной мере. Ему и
впрямь есть чем гордиться - энергичный, всегда подтянутый, во многом
разбирающийся, отменно владеющий французским, он чувствует себя
вполне уверенно и выглядит убедительно даже тогда, когда
демонстративно делает прямо противоположное тому, что говорит. К
тому же Фома Опискин искусно подает себя в каждой детали, в каждом
слове, жесте, взгляде. А Сергей Юрский виртуозно подает своего
героя, исполняя блестящее соло в моссоветовском спектакле. Инсценировка и режиссура - П. Хомский. Художник Э. Стенберг. Художник по костюмам Л. Гаинцева. Композитор А. Чевский. |
||
|