|
Сергею Юрскому - 70 лет
К своему 70-летнему юбилею актер, режиссер, писатель Сергей Юрский
подошел, как всегда, весь в делах и в мечтах. Только недавно сыграна
премьера его спектакля «Вечерний звон» в театре «Школа современной
пьесы», а впереди уже масса новых планов. О своих впечатлениях от
совместной работы и общения с Сергеем Юрским ГАЗЕТЕ рассказали его
коллеги.
Иосиф Райхельгауз: «Cам себе театр и сам себе издательство»
История моих взаимоотношений с Сергеем Юрским начинается еще с того
момента, когда я был 17-летним мальчиком. Меня выгнали из
Ленинградского театрального института, и я устроился в БДТ рабочим
сцены. То есть нагло пришел к Товстоногову и сказал: «Я режиссер».
На что он ответил мне: «Хорошо, поработай рабочим сцены, а там
посмотрим». Я бесконечно благодарен Георгию Александровичу, потому
что таскал на себе декорации к таким великим спектаклям, как
«Идиот», где Смоктуновский играл Мышкина, и «Три сестры», где играли
самые лучшие актеры БДТ, в том числе и Юрский. Но самым удивительным
для меня спектаклем было «Горе от ума», где Юрский играл Чацкого. У
меня до сих пор хранятся наивные юношеские записи, где я подробно
описываю, как мы, монтировщики, ставим на сцену этот огромный
двухэтажный дом Фамусова и как Юрский приходит за несколько часов до
спектакля, пока мы еще не поставили осветительные приборы, и
начинает примеряться к этим колоннам. Никогда не забыть этот
спектакль. Это же был тот самый 1968 год, когда наши войска вошли в
Чехословакию, а Чацкий во время своего монолога резко разворачивался
в зал и орал, глядя на верхний ярус: «Пускай один из нас, из молодых
людей найдется…» Для меня даже на расстоянии прикоснуться к нему
было счастьем. Наизусть могу рассказать спектакль «Божественная
комедия», где Юрский был Адамом. Или спектакль «Дион», где я, как и
все монтировщики, играл какого-то раба и заковывал Юрского-Диона в
цепи, сдерживая его мощнейший порыв. Потом я повзрослел, начал
снимать фильмы на телевидении, и как-то раз мне попал в руки
замечательный сценарий Виктора Славкина «Картина». И, естественно,
на роль художника пригласил Сергея Юрьевича. Мы с ним сняли, мне
кажется, очень хороший телефильм...
Юрский - это человек, которого нельзя охарактеризовать каким-то
одним словом - артист, драматург, писатель, режиссер или поэт. Все
эти слова, конечно, к нему относятся, но и еще очень много других
слов тоже. Точно так же про этого человека нельзя сказать, в каком
театре он работает. Театр имени Моссовета, «Школа современной
пьесы», МХАТ, БДТ и даже кукольный театр «Тень» - все они считают
его своим штатным сотрудником и вывешивают в фойе его портреты. «Как
же так? - говорят в этих театрах. - Он же наш, он у нас работает».
Юрский - это человек, который сам себе театр и сам себе
издательство. Я недавно прочел в Санкт-Петербургском театральном
журнале перефразированное изречение о нем: «Юрский - наше все». Это
действительно так. Но все-таки театр «Школа современной пьесы» может
гордиться тем, что в последние десять лет практически все самые
серьезные и этапные работы Юрского происходили на нашей сцене.
Последняя из них - спектакль «Вечерний звон. Ужин у товарища
Сталина», где Юрский нашел удивительный ход: Сталин вызревает на
наших глазах. Сначала мы ждем, когда на сцене появится Сталин,
дальше мы говорим себе: «Подождите это же не Сталин, а Юрский». И
затем почти незаметно для нас появляется тот, кого мы ждали, -
Сталин с этим удивительным портретным гримом. Юрский сделал
потрясающий подарок к своему 70-летию. Я эту пьесу просил у Иона
Друцэ для Юрского и всячески сводил их. Они, как большие художники,
то сходились, то расходились, и Юрский сделал, в конце концов, новую
редакцию пьесы. Сегодня я горжусь тем, что это произошло в нашем
театре. Что бы ни предложил Юрский, когда бы ни предложил, какую бы
следующую работу ни затеял на нашей сцене с нашими артистами, я
всегда буду создавать для него, как говорят американцы, режим
наибольшего благоприятствования. Юрский - один из столпов нашего
театра. То, чем он занимается, - это, во-первых, современная пьеса,
а во-вторых, - школа самая настоящая.
Ольга Волкова: «Многолик, ослепителен и не теряет формы»
Мы с ним несколько лет проработали в БДТ, но в ту пору не играли
вместе на сцене. Я слышала о нем еще с тех пор, как его слава
гремела в университетском театре, потом в театральном институте, и
он всегда был для молодежи совершенно недосягаемым человеком. В нем
была какая-то самодостаточность - вроде бы и прост в общении, а
подойти было сложно. Когда ему об этом говорили, он даже огорчался,
потому что ничего такого, конечно, не имел в виду. Просто он всегда,
24 часа в сутки, был переполнен энергией. Театра ему было мало, он
интересовался всем что вокруг - и литературой, и политикой. Писал
стихи, экспериментировал как режиссер, играл как актер. Он запускал
себя во всех направлениях и делал огромное количество сольных
программ. То есть делал столько всего, что рядовому артисту даже
было трудно себе представить, как это возможно.
Помню, когда он уже жил в Москве, а я приехала по какой-то
надобности из Питера, я встретилась с ним на улице и спросила: «Как
же тебе, Сережа, удается столько работать?» А он пошутил: «Да я,
дурак, когда-то пустил слух, что очень трудолюбив, и теперь эту
легенду приходится поддерживать. Уже ненавижу сам себя, но
приходится работать, работать и работать». Он шутил, но
действительно не может не работать. Самый близкий и счастливейший
опыт нашего общения с ним выпал на ту пору, когда мы три года играли
вместе в спектакле «Железный класс» в антрепризе «Арт-партнер XXI":
я, он и ушедший сейчас из жизни Николай Волков. Мы объездили с этим
спектаклем очень много городов, даже были за границей. А в таких
поездках, разумеется, наблюдаешь и за тем, как ведет себя человек в
быту. Так вот Юрский ни одной секунды не сидел без дела. Самое
потрясающее в нем качество - мальчишество в самом прекрасном смысле
этого слова. Он азартен, беспокоен, ему интересно абсолютно все.
Свое утро в незнакомом городе начинал с того, что обегал все
кварталы вокруг гостиницы. Мы еще спим, а он уже сбегал, все
посмотрел, с кем-то познакомился, куда-то сунул нос. Если после
спектакля принимающая сторона устраивает банкет, то он обязательно
вступает в диалог даже с такими людьми, которые, на мой взгляд, не
были слишком интересными. Причем не опускается до уровня
малообразованного собеседника, не подстраивается под него, а
напротив, говорит возвышенно, романтично, стараясь приподнять его до
своего уровня. У него феноменальная память: он помнит, в каком году
какой спектакль был сыгран, где и какого числа, - словом, помнит
все, вплоть до мельчайших деталей.
И при этом он в каком-то смысле абсолютный ребенок, очень
незащищенный. Допустим, мы въезжаем в гостиницу, где такой холод,
что можно спать только в одежде, а он говорит: «Нет, очень тепло».
Просто не замечает каких-то бытовых вещей, и этот азарт, эта его
любовь к жизни иногда даже подавляют в нем чувство опасности. Юрский
многолик, ослепителен и не теряет формы. Он неоднозначен до такой
степени, что иногда даже озадачивает. Последнее, что могу сказать:
недавно я была на его вечере в филармонии и народу было битком, люди
ждали в очереди на улице. А это значит, что возвращается интерес к
слову, к поэзии, к личности. Сережа победил. Хотя раньше он очень
горевал, что этот интерес не вернется никогда.
Геннадий Полока: "Юрский с ребятами общался абсолютно на равных, как
со взрослыми"
Мы с Юрским работали вместе в первый раз, когда снимали "Республику
ШКИД". Изначально роль директора должен был не Юрский играть. Мы
проводили пробы, и художественный совет остановился на другом
актере. Юрский, по общему мнению, не подходил на эту роль хотя бы
даже по возрасту: ему было тогда лет 30, а герою - 50. А мне
хотелось, чтобы именно он играл, потому что я видел в этой роли
актера очень разнопланового, умеющего играть в разных амплуа от
чего-то трагического до гротескного. Меня, тогда еще начинающего
режиссера, поддержали только два человека из художественного совета
- Григорий Козинцев и Александр Иванов. Все зависело в итоге от
первых отснятых материалов. И мы очень переживали за них, потому что
если бы первые материалы не понравились…
Юрского мы загримировали под его отца. У него же отец режиссер, и
внешне он был похож на испанского идальго. Потом уже строили
предположения, что Юрский в фильме загримирован под Чехова или еще
под кого-то, - но нет. С Юрским непросто было работать. Поначалу мы
довольно часто спорили или не понимали друг друга. Но постепенно
находили какие-то компромиссы, договаривались. А вот с кем он
отлично сработался, так это с детьми. С ними не у каждого получается
поладить: многие пытаются заигрывать, как-то заискивать с ребятами.
А Юрский общался абсолютно на равных, как со взрослыми. Он даже с
самыми маленькими так общался. После того как отсняли фильм, это был
шок - от всего. И от ребят - там же ребята потрясающе играют, причем
среди актеров были дети неблагополучные, сложные, даже из колоний.
Но и, конечно, в первую очередь от Юрского был шок. У нас же как
представляли идеального педагога? Это должен быть какой-то
Макаренко, у которого дети по струнке ходят. А тут появляется
эксцентричный человек в сюртуке... Очень многие были этим
недовольны. И кроме того, в фильме много было сцен, которые никак не
могли понравиться худсовету, хотя бы даже эти альтернативные выборы.
И потом, Юрский становится президентом республики - представляете,
как тогда относились к таким вещам! Два эпизода из фильма вырезали.
На всех стульях
Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. После школы
поступил на юрфак университета, где отучился три года, а в 1959-м
окончил Ленинградский театральный институт. В 1957 году был принят в
труппу БДТ, на сцене которого сыграл ряд блестящих ролей: Чацкий в
"Горе от ума", Генрих IV в "Короле Генрихе IV", Виктор Франк в
"Цене", Осип в «Ревизоре», Тесман в «Гедде Габлер». Незадолго до
ухода из БДТ поставил в этом театре спектакль "Мольер", сыграв там
главную роль. С 1979 года работает в Москве, в Театре имени
Моссовета. Снимался в кино у Эльдара Рязанова («Человек ниоткуда»),
Михаила Швейцера ("Время, вперед!", "Золотой теленок", «Маленькие
трагедии»), Геннадия Полоки ("Республика ШКИД" и "Интервенция"),
Станислава Говорухина ("Место встречи изменить нельзя"). В 1990 году
снял полнометражный фильм "Чернов. Сhernov", для которого написал
сценарий по собственной повести. Поэт, драматург. Под псевдонимом
Вацетис мистифицировал публику, написав и поставив в «Школе
современной пьесы» драму «Провокация». В этом же театре поставил
спектакли «Стулья» (1993), «Вечерний звон» (2005).
"Газета",
15.03.2005 |
|