Сергей Юрский "Сохраняю верность Товстоногову"

 
     
 

Замечательного российского актера Сергея Юрского относят к числу артистов-интеллектуалов. Нечего и говорить, что его мнения по различным вопросам представляют особый интерес. Совсем скоро нью-йоркский зритель сможет снова встретиться с любимым актером (он привозит спектакль, в котором заняты также его жена Наталья Тенякова и дочь Дарья Юрская). А пока давайте послушаем, что думает Сергей Юрский о...

... режиссере своей жизни - о Георгии Товстоногове

- После его смерти большей частью я сам работал как режиссер. Ставил спектакли. Я работал с Холмским, вот мы сделали спектакль "Фома Опискин", который сейчас идет, на паритетных началах, что называется, работали с Камой Гинкасом, Долгачевым. Но именно Товстоногов потрясал меня своим умением "вынуть" из артистов удивительные вещи... Это было отличительной чертой его таланта. Расскажу об одном эпизоде. Вот как возник Мольер в Большом драматическом театре. Четыре года после "Фиесты", когда я уже сделал фильм "Фиеста", хотел поставить ее же в театре, я в очередной раз пришел к Товстоногову с вопросом: ну что, будем все-таки ставить или похороним эту идею? Это он мне сделал предложение, очень свойственное ему по определенности и мужественности: "А давайте действительно похороним. Забудем и больше не будем об этом говорить. Но вы мне приносите предложение - любое! - и я даю вам слово, что приму его". Через неделю я пришел и сказал ему два слова: "Мольер. Булгаков". "Пожалуйста!".

Он был человеком сильным, мужественным, приняв решение, умел удержаться в нем, и я до сих пор им восхищаюсь. "Мольер" прошел 107 раз, очень успешно, правда, никогда ни на какие гастроли он не выезжал. Сейчас от спектакля осталась великолепная декорация Кочергина "Королевский зал", со дня похорон ее выставляют на сцену, когда прощаются с кем-нибудь... Такая вот мистика произошла.

... о театре

- Театральное искусство в России живо. Выпускаются спектакли, приходят зрители - ситуация далека от трагической. Но высокая волна драматического театра прошла. "Звезды" вспыхивают и гаснут, сменяют друг друга со все большей скоростью. Почти все знаменитости кино были театральными актерами, могли подтвердить свою профессиональную состоятельность умением владеть зрительным залом. Сейчас произошло снижение понятия "театр". Театром стала ресторанная эстрада, показ мод, стриптиз, монологи конферансье, рок-ансамбль, литературный монтаж, цирковая клоунада, выступления спортсменов-профессионалов, самодеятельные "живые картины", забавы затейника - парковый аттракцион - все, все называют себя театром...

... о несбывшемся

- Есть роли, которые я, наверно, мог бы сыграть, но такой вот утренней тоски по ним нет... "Сирано де Бержерак" - очень хорошая пьеса, и я сыграл бы Сирано, но пьеса эта должна ложиться на определенное время. Когда Ефремов сказал мне, что собирается ставить "Сирано", у меня только брови могли подняться вверх от странности затеи. Все идет к тому, что большой стиль разрушается, само сознание сейчас становится все более фрагментарным. Большая форма не получается...

... о том, как надо и не надо учить актеров

- Тема очень больная и очень большая. Идут в театральные вузы все так же много людей, зная, чем это оборачивается. Часть идет, потому что наши оборзевшие журналы все время предъявляют звезд - омерзительная вещь. Много талантливых от Бога людей, которые и хотят, и могут работать. Куда их потом девать? И ГИТИС, и МХАТ, и Щукинское училище, и Щепкинское - четыре мощных театральных вуза России не знают отбоя от абитуриентов. Но появились и другие заведения, которые тоже претендуют на звание вуза. Мне рассказала в Москве одна украинская девочка, что она поступила в некий институт, и теперь ей нужно 1800 долларов, чтобы заплатить за обучение. Я удивился, потому что ничего не слышал о таком институте, кто преподает? Не знаю таких педагогов... Где находится? - Клуб "Серп и молот". Я пошел к министру культуры России, чтобы понять, что же происходит. Оказывается, лицензия может быть выдана учебному заведению хоть от правительства Москвы, хоть от района. Я видел таких людей, как эти преподаватели, и во Франции, где они называют себя представителями русской школы, апологетами учения Станиславского. Вот что они делают. Я видел человека на пятом году обучения, абсолютно не созданного для театра - речи нет, внешности нет, есть очень чистая душа, которую подлец наш поймал: "Шесть лет буду преподавать, ты только мне плати, пять часов в день шесть лет подряд будем заниматься актерским мастерством..." Вот такое образование существует в виде школ, полушкол, курсов, полукурсов при гуманитарных-антигуманитарных институтах-университетах. Большие институты, по крайней мере, имеют крепкий педагогический состав - надо сказать, что оплата педагогов ничтожна и не соответствует ничему.

В наши дни для театральных педагогов открылись новые возможности...

Им придумали: зимой работать в России, летом в Америке. Люди перенапрягаются, а ведь им нужно время, они должны читать, смотреть, набирать, впитывать... Хорошие специалисты крутятся, как белки в колесе. Им открылся мир, но не для того, чтобы что-то впитывать, перерабатывать. В этом я вижу опасность. Российская театральная школа находится в опасности. Алла Покровская - замечательный преподаватель, настоящий театральный профессор. Петр Фоменко - один из замечательных педагогов.

... о концертной деятельности

- Концерты продолжаются, конечно, в меньшем количестве, но продолжаются. В нынешнем году сделана программа "Пушкин и другие", я ее показал сорок раз во всех столицах мира и многих городах России, кроме Москвы. Я записал восемь фильмов "Евгений Онегин". Обожаю эксцентрику, комедию, и всегда хотел бы оставаться эксцентричным комедийным актером.

... об актерских "можно" и "нельзя"

Есть для диалога запретные вещи, которые нынешняя свобода позволила перейти. Вот для меня запретная вещь - сниматься в передаче "Клуб "Белый попугай". Публичное рассказывание анекдотов, не в компании, а на публику, перед аудиторией, для меня предательство жанра, столь мною любимого. Я артист "капустный", я очень много в капустниках играл, но капустник, который стал телевизионным жанром, для меня есть преступление. Не в том смысле, что за такое надо в тюрьму сажать, просто совершен переход грани, которую переходить нельзя. Это предательство меня крайне огорчает.

... о проблеме невостребованности

С каждым годом уже круг ролей, которые я могу сыграть. Но это никак не трагично. Можно читать со сцены, можно быть артистом в разных ипостасях. Хорошо артистам, которые каким-то образом имеют имя. Но игра в имена сейчас настолько страшна, настолько эксплуатируется, что становится просто опасной. Много фальшивых ходов, которые искажают все существо театра. У меня был период запретов на работу в кино, на радио, на телевидении. Пустоты, невостребованности, страха перед молчащим телефоном не было. В телефон, в конце концов, можно и нужно самому звонить - другие люди тоже ждут твоего звонка. А вот что делать с душой актерской, которую не берут, не используют, или еще хуже - насилуют? Я вижу, как на моих глазах одаренные люди стираются со страшной скоростью. Потому и не иду в преподавание, что боюсь ответственности. Если мои студенты будут неталантливы, это ужасно. Если талантливы - еще хуже: куда их сунуть? Ну, допустим, двоих-троих человек каким-то способом, счастливым случаем или личным контактом - я пробовал такие вещи делать, помогал ребятам, казавшимся мне способными - можно устроить. Ты его втискиваешь в театр, а бездуховная жизнь в этом театре ничего ему не дает, нищенское содержание, которое он получает, счастливец, постепенное угасание - все это приходится наблюдать, это меня пугает.

... о своей литературной деятельности и театре

Для меня это просто не связано. Все, что я написал в прозе, не имеет отношения к театру. Я пытался взять псевдоним, чтобы отделить себя от себя же - актера. Но не получилось. Пишу я очень много. Вышла книга стихов "Жест", книга прозы "Содержимое ящика", вышла только что в журналах повесть "Западный экспресс", написана повесть "Голос Пушкина".

А в прошлом году получил премию за лучший рассказ года, назначенную Институтом образования в Иерусалиме. Этот рассказ "Сеюки" был опубликован в журнале "Знамя".

... о роли Остапа Бендера в фильме "Золотой теленок"

- Та радость, которая сопровождала работу над "Золотым теленком", не прошла. Радость общения с Швейцером, Гердтом, Куравлевым, Боярским, Евстигнеевым - не прошла. Любовь к этому материалу не прошла. Юмор и нежность Ильфа и Петрова цитируемы постоянно, в какой-то мере затерты, но их романы - действительно достижение нашей литературы. Это не значит, что я не воспринимаю многое из того, что перевернуло мои представления о литературе и о себе.

... о том, почему не хочется писать мемуары

- Причина тому - появление множества мемуарной литературы, носящей откровенно скандальный характер. Хорошо ли, плохо ли эти мемуары написаны, но у меня они вызывают только ощущение неприятия и раздражения. Все друг друга пытаются перечеркнуть, в результате получается полный ноль. Участвовать в создании этого ноля не хочется. Все-таки я начинал писать о Товстоногове, но остановился на середине - не смог, потому что его уже нет на свете, нет режиссера, с которым мы так дружно и так долго работали вместе. Я уже двадцать один год в Москве, на год больше, чем работал с Товстоноговым. Эта новая жизнь не только не была пустой, она явилась поворотом. Совсем другое расположение звезд. Моя верность Товстоногову сохраняется и после его смерти...

З
аписала Лидия Лаврецкая

 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О времени и о себе"]

Hosted by uCoz