Каждый вечер после спектакля за
кулисами образовывалась длиннющая очередь - к Сергею
Юрскому за автографом. Его хотели получить люди
разного возраста и профессий, но преимущественно -
студенты театрального училища.
Будущие актеры протягивали народному артисту
России, хорошо известному и любимому, свои
студенческие билеты. Посмеиваясь, Сергей Юрьевич
приговаривал: "Как директор училища расписываюсь..."
Несмотря на усталость, плохое самочувствие и,
кажется, нескончаемый поток восторженных слов,
Сергей Юрский никому не отказывал и старался уделить
каждому хоть чуточку внимания. Хотя предстоял долгий
переезд в другой город на ночлег, хотя рядом
терпеливо ждал друг, с которым давно не виделись.
Знакомлюсь. Борис Александрович Кузнецов,
иркутянин. Оказывается, в молодости наши герои
вместе учились в Ленинградском университете на
юридическом и играли в драмкружке. Оторвавшись на
минутку, Юрский добавляет:
- Кузнецов ваш угрозыск возглавлял, главный сыщик
области, заслуженный работник юстиции. А я
милиционером не стал, хотя очень это дело любил.
Юридический не закончил, ушел в театральный...
- Вы знаете, Сергей Юрьевич, о вас говорят:
"Замечательный актер! Жаль, что мало снимается!" А у
вас есть это ощущение - "мало снимаюсь"?
- А зачем сниматься? Вы же в кино давно не
ходите.
- А в театре работы много?
- Излишне много! Я служу в четырех театрах:
МХАТе, имени Моссовета, "Школе современной пьесы" и
"АРТ-партнере-XXI". Вот мы с моим соучеником и
ровесником (Б.А. Кузнецовым. - От авт.)
решили, что уже надо заканчивать работать. Я думаю,
пора...
- Вы никогда не преподавали?
- Немного пробовал, когда была такая
необходимость. Но нет, это не моя профессия.
- Сейчас что-нибудь пишете?
- Пишу. Много. Летом я должен закончить книгу
"Западный экспресс". Это мемуары, которые печатаются
главами в журнале "Октябрь" уже два года. Книга
прозы, комической, тоже должна быть закончена, я
думаю, к осени. Основа ее - повесть "Голос Пушкина"
- уже опубликована в журнале "Знамя". Моя постоянная
работа - "Новая газета", где я регулярно, уже более
полугода, веду колонку. Так что письмо составляет
важную часть моей жизни.
- У вас были концертные программы. Помню, как
вы читали стихи Пушкина... Сегодня кому-то это
нужно?
- Кроме Москвы, всем нужно. Москва - особенный
город. Я по-прежнему выступаю с концертами и объехал
с ними практически весь мир. В прошлом году это было
120 тысяч километров! За последнее время я показал
их в Берлине, Будапеште, Великих Луках, Киеве, две
большие программы в Петербурге... Когда-то я
выступал и здесь, в Иркутске. И по-прежнему держу
этот стиль нескольких сменных программ. Они большие,
насыщенные по количеству произведений и авторских
стилей. Это антология русской поэзии и прозы за 200
лет, 50 авторов.
- Можете назвать театральные постановки,
которые вас в последнее время потрясли?
- Потрясаться уже трудно. Видимо, постепенно
тускнеет восприятие. Но, мне кажется, что и театр
внешне несколько расцвел, а внутри немного
потускнел. Поэтому удивление, поразительные вещи -
редки. Но они есть. Как ни странно, из московских
театров назову "Тень оперы". Это театр фактически
двух актеров (они привлекают к себе еще партнеров).
Совершенно своеобразное, очень небольшое,
сосредоточенное явление, в котором я видел три
спектакля. Не сказать, что все три - на одном
уровне, но один из них - "Лебединое озеро" - меня,
действительно, потряс. Это было замечательно! Я был
тогда, в позапрошлом году, председателем жюри
"Золотой маски", и мы дали три "маски" одному этому
маленькому театрику.
Несомненно, интересный артист, который выступал у
вас здесь, на юбилее драматического театра, - Женя
Гришковец из Калининграда. (Мне так жалко, что я не
сыграл тогда Бергмана! Это мхатовский спектакль
"После репетиции". Но у меня был такой приступ, что
я не мог преодолеть боль... Здесь, на этой сцене,
было бы хорошо играть. Жаль, не состоялось. Надо уже
соизмерять свои силы...).
Превосходный спектакль - "Железная воля" в Театре
Ермоловой, поставленный Энтиным. Несколько питерских
актеров в разных спектаклях мне показались весьма
примечательными. Был замечательный спектакль "Зимняя
сказка Шекспира" в Малом драматическом театре
Петербурга. Во Франции в прошлом году я видел
спектакль с двумя старыми актерами, его название
можно перевести так: "Правда и неправда". Хотя
французский театр, мне кажется, находится в упадке.
В смысле содержательности...
Так что бывают спектакли, которые врезаются в
память. Театр живет, и если мне станет казаться, что
больше уже никогда ничего не понравится, тогда нужно
будет срочно бросить сцену, что я и сделаю.
- А в кино можете что-то выделить?
- То, что запомнилось, понравилось? Редко, совсем
редко. Мне кажется, что снято слишком много
кинофильмов. Мир перенасыщен кинематографом. Но и
тут бывают исключения и потрясения.
Потрясением последнего времени стал фильм
"Танцующая в темноте". По-моему, это прорыв в
кинематографе, который формально очень силен и все
современное, что есть, использует, но при этом в нем
- душа, при этом - колоссальная плотность
содержания.
С нашим кино - хуже, хотя и у нас бывают хорошие
фильмы. С нашим кинематографом что-то случилось. Он
аморален, и это скверный знак. В сценариях нет
упругости. Они или вялые, или жестокие до
невозможности.
- И поэтому вы давно не снимались?
- Что называть "кино"? Сюжетный художественный
фильм? Таких вообще нет давно!
- Таких, как "Место встречи изменить нельзя",
"Любовь и голуби"?..
- Но после этого был "Чернов/Chernov", который я
снял сам (это уже 90-й год). Был неудачный
совершенно фильм "Пистолет с глушителем". Был
неудачный сериал "Королева Марго"... Кино не пошло.
И был удачный, на мой взгляд, мой сериал "Евгений
Онегин".
Я совсем не против детектива и с удовольствием
снялся бы в нем, но сценарии, которые я получаю,
меня крайне огорчают. Сейчас у меня есть - впервые
за последнее время я веду переговоры - предложение
киностудии Довженко, это компромисс. Не уверен, что
буду сниматься, что хватит сил на этот год. Правда,
Киев - приятный город, все съемки будут там. И сюжет
интеллигентный.
- Роли комедийные - ваша стихия?
- Да, моя стихия.
- Остап Бендер, наверное, "самая-самая"?
- Да, конечно, одна из очень любимых.
Я сыграл в кино 30 ролей, и в театре 70, и на
телевидении 100. Могу сказать, что всего 10 было
таких, о которых я не хотел бы вспоминать, а всем
остальным благодарен.
- Сергей Юрьевич, не могу не спросить вас о
жене и о дочери Даше...
- Наталья Тенякова работает во МХАТе, где мы с
ней играем в спектакле, который не привезли в
Иркутск из-за моей болезни. Еще играет в двух моих
постановках в театре Райхельгауза "Школа современной
пьесы". За спектакль "Стулья" (который я тоже с
удовольствием сыграл бы у вас на этой сцене) она
получила на днях "Золотую маску". И как член жюри
она вручала награды фестиваля...
Мы много работаем вместе и гастролируем вместе.
Даша тоже работает в Московском Художественном
театре, играет много, но сил у нее больше, чем
применения, поэтому она еще играет с нами в
спектаклях. У нее две главные роли в "Провокации" по
пьесе Игоря Вацетиса. Премьера состоялась в прошлом
году на сцене театра "Школа современной пьесы". Это
моя постановка, и мы с Натальей Теняковой играем там
тоже. Актриса Дарья Юрская замужем, живет отдельно
от нас. Правда, внуков у нас пока нет.
- Здоровья вам, Сергей Юрьевич! И приезжайте к
нам со спектаклями.
Светлана
Мазурова
"Восточно-Сибирская правда", 21.04.2001 |