|
Великий комбинатор
советского кино отпраздновал свой 70-й день рождения и 50-летие
творческой деятельности
Народный артист
Сергей Юрский вот уже пятьдесят лет в свой день рождения выходит на
сцену. Почти 35 лет вместе с ним играет его жена, известная актриса
Наталья Тенякова. Теперь и дочь Даша пошла по родительским стопам...
Семидесятый день рождения не стал исключением. С утра знаменитый
актер принимал поздравления по телефону, по традиции пару часов
вздремнул и отправился в театр, где вечером играл в своем спектакле
"Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина" вместе с любимыми женщинами
- женой и дочерью. О них Юрский говорит только как об актрисах. В
свою личную жизнь Сергей Юрьевич и близко не подпускает журналистов.
В одном из интервью откровения на эти темы он назвал "душевным
стриптизом". Оно и понятно. Ведь у человека, который уже много лет
ставит спектакли, играет характерные роли, пишет книги, снимает
фильмы, проводит поэтические вечера, на которых читает стихи, есть
что рассказать своим поклонникам и кроме этого...
Связаться с самым знаменитым Остапом Бендером советского кино
удалось не сразу. Из-за постоянной загруженности застать Сергея
Юрского в его скромной трехкомнатной квартире в Москве непросто. На
все телефонные звонки приятным голосом его супруги Натальи Теняковой
говорит автоответчик. И все-таки как-то поздним вечером нам удалось
пообщаться с актером по телефону.
"Всегда старался обойти круглые даты. Просто
каждый день рождения играю в премьерном спектакле"
- Сергей Юрьевич,
как отпраздновали двойной юбилей?
- Я не праздновал ни того, ни другого. Всегда старался обойти
круглые даты. Просто каждый день рождения играю в премьерном
спектакле. Впрочем, на сцене я ежедневно. И это уже праздник. К
юбилею поставил спектакль "Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина"
по пьесе Иона Друцэ, в котором сыграл главную роль.
- Почему именно этот персонаж стал главным героем вашего спектакля?
Ведь вашей семье и вам лично нелегко пришлось при его режиме...
- Сталин в первую очередь был личностью. Англия довольно сильно
пострадала от короля Генриха IV. Почти сто лет длилась война Алой и
Белой розы. Было много горя и страданий, однако Уильям Шекспир
написал пьесу "Король Генрих IV". Я, кстати, играл Генриха. Все это
серьезные исторические проблемы. А самое главное - потрясающая
драматургия Шекспира. Сталин не менее трагическая фигура, принесшая
несчастья миллионам людей. Не обошли они и меня... На некоторое
время я перестал существовать для публики как актер. Так меня
наказала власть за "дискредитацию высокого звания советского
человека".
- Как же вы его "дискредитировали"?
- Никак. Просто был свидетелем событий, вошедших в историю как
"Пражская весна". Может, поэтому на меня наложили запрет.
- Каков вождь советского народа в вашей интерпретации?
- Я не хотел ничего менять в пьесе Друцэ. Пытался и пытаюсь понять
до сих пор, каким был в быту человек, владевший половиной мира.
- Поняли?
- Это невозможно объяснить или сформулировать несколькими
предложениями. Мне кажется, Сталин был человеком зловещим, властным,
талантливым и, если верить людям, которые его знали, обаятельным и
одиноким. Очень противоречивая личность. Пожалуй, это отдельная тема
для разговора. После каждого спектакля я делаю для себя новые
выводы. Это психологическая, очень современная пьеса. Попытка
проследить, что происходит с сознанием, с психологией, а может, даже
с психикой человека, который обладает неограниченной властью, что
для нормального человека неестественно. Это Божья власть. А ее
получил человек. Это случается в истории человечества. Вот я и
пытаюсь понять, почему и как это происходит. Сталин меня интересует
только как герой спектакля. Это всего лишь актерская работа. Я же не
предлагаю поставить Сталину памятник.
- У нас, кстати, по поводу установки памятника вождя в Крыму
возникло много споров...
- Величие победы, которую мы одержали 60 лет назад, неразрывно
связано - и тут уж никуда не деться - с величием страны,
олицетворением которой являлся тогда Сталин. Взаимоотношения
Черчилля и Сталина, в меньшей степени Рузвельта, крайне интересны.
Памятник этой троице может привлечь множество туристов, что пошло бы
только на пользу Крыму. В последнее время мой любимый Крым стал
пустеть, загнивать и превратился в собрание нескольких дорогих
отелей с теннисными кортами и саунами. Так что в установке памятника
я не вижу политики, это скорее элемент международного туризма, тем
более что памятник тройной...
"Никогда не занимался политикой и тем более
никогда не хотел играть людей, которые эту политику делают"
- Кого из
современных политиков вы хотели бы сыграть?
- Никогда не занимался политикой и тем более никогда не хотел играть
людей, которые эту политику делают. Другое дело, когда речь идет о
личностях. Они могут быть политиками, художниками, писателями или
совершенно незаметными людьми. Чтобы воплотить их образы на сцене,
нужно отталкиваться в первую очередь от этого. Нельзя же, как на
ярмарке, надевать маску и - вперед: я Черчиллем буду, а я -
Сталиным... Сейчас часто подобное можно увидеть по телевидению. К
искусству это не имеет никакого отношения.
- Телевизионную программу "Театральная летопись", наверное, к юбилею
подготовили?
- Канал "Культура" всегда к юбилеям деятелей искусства снимает
"Летописи". Форма моей "Летописи" несколько необычная. Это не просто
монолог актера. Программу построили на основе диалогов, рассуждений
о моем фильме "Чернов". Он очень важен для меня. Ведь он о сложном
времени - 1990 годе, самом переломном в истории нашей страны.
Сколько судеб тогда поломалось! Персонажи этого фильма - люди,
которых я очень долго искал. Их диалоги, в частности с Андреем
Смирновым, выдающимся режиссером, снявшим "Белорусский вокзал".
Именно его я пригласил на главную роль в своем фильме "Чернов".
Кстати, после этого у него началась и актерская карьера. Наши со
Смирновым диалоги, а также диалоги с известным критиком, знатоком
балета и автором многих книг Вадимом Гаевским. Мы обсуждаем
сегодняшнее состояние театра и спектакль о Сталине в том числе. В
этом проекте участвуют моя жена Наталья Тенякова и дочь Дарья. Они
тоже снимались в "Чернове", играли небольшие роли. Для меня их
присутствие на экране очень важно. Вот мы все вместе и пытаемся
показать время, когда переломились наши судьбы и судьба всей страны.
- Как сильно оно поломало вашу судьбу?
- С тех пор жизнь так переменилась... Появилось очень много
положительных моментов. Но множество и отрицательных. Самое важное
для меня - изменение шкалы ценностей. Некоторые вещи просто
поменялись местами. То, что было очевидно хорошим, стало очевидно
плохим. И наоборот. Раньше нам назойливо внушали, что только труд
приведет нас к светлому будущему. А сегодня каждый понедельник и
четверг в казино разыгрываются крупные суммы. На эти деньги можно
было бы содержать всю страну целый год. Вот персонаж Чичиков был
раньше очевидно отрицательным героем, а сейчас довольно неплохо
смотрится. Я думаю, в первую очередь поменялось сознание людей,
мораль. Для меня 90-е годы оказались и самыми плодотворными.
Открылось больше возможностей.
- Не хочется из шумной Москвы, в которой вам поначалу приходилось
нелегко, вернуться в родной Санкт-Петербург?
- Мне никогда не была чужда Москва. Я и детство провел в этом
городе. А родился в Ленинграде. Правда, сейчас столица так
изменилась... Москва, в которую я приехал двадцать пять лет назад,
существенно отличается от сегодняшней. Моя ленинградская жизнь
прежде всего связана со школой, которую прошел там как актер. Это
университетский театр, в котором я начинал, театральный институт и
Большой драматический театр под руководством Георгия Товстоногова,
где я прослужил двадцать лет.
"После Михаила Швейцера никто так и не решился
снять "Золотого теленка". Так что я пока остаюсь единственным
Остапом Бендером из этого фильма"
- Но вы же ушли
из БДТ не по собственному желанию...
- От великого Товстоногова, наверное, ни один актер не ушел по
собственному желанию. Уход любого из театра всегда был катастрофой.
Я ушел, потому что находился "под запретом". У меня никогда не было
конфликта с руководителем театра на творческой или личной почве.
Товстоногов всегда очень тонко чувствовал время. В какой-то период
театру был нужен Юрский, и я был героем БДТ. Потом появился Олег
Борисов...
- И это несмотря на то что вы стали звездой, сыграв Остапа Бендера в
"Золотом теленке"?!
- Счастье, что я сыграл Остапа. После Михаила Швейцера никто так и
не решился снять "Золотого теленка". Так что пока остаюсь
единственным Остапом Бендером из этого фильма. Правда, слышал,
сейчас собираются снимать новую версию.
- Роль Бендера существенно отразилась на вашей дальнейшей актерской
карьере?
- Да никак не отразилась. Она вылилась в непреходящую любовь к
произведению Ильфа и Петрова.
- А на характере сказалась?
- На чувстве юмора. Я стал собирать игрушечных коров и телят. Это
такая шуточная коллекция. Мы коллекционируем игрушки вместе с женой
Наташей Теняковой.
- Почему именно коровы, а не слоны, к примеру?
- А мне очень нравятся эти животные. И вообще, это шутка. Мне
кажется, что сейчас любое коллекционирование лишено смысла. Столько
всего производится, что вещи, которые раньше невозможно было
достать, продаются на каждом углу. Вспоминаю, с каким ажиотажем мы в
детстве собирали марки. Достанешь одну марку Боснии и Герцеговины
20-х годов, а потом полгода ищешь такую же, только другого цвета. А
если попадалась марка с картиной Васнецова, а через пару лет кто-то
находил к ней Пикассо - это было такое событие! А сейчас все
продается и покупается, были бы деньги, можно сразу всю коллекцию
приобрести. Теперь это просто вложение денег. По-моему,
бессмысленное.
- Как все успеваете?
- А я давно живу. Вот и накопилось все. И сейчас не сижу без дела:
книгу пишу, каждый день в спектакле играю.
- Когда же отдыхать собираетесь?
- Да я каждый день отдыхаю. Могу с книгой на диване поваляться.
Перед спектаклем всегда отсыпаюсь. Причем днем. Если не вздремну
пару часиков, на сцену не выхожу.
- После спектакля как расслабляетесь?
- Тоже сплю.
- Неужели и в юбилей сразу же отправились домой?
- На этот раз сделал исключение, вышел в фойе, где были накрыты
столы и где меня ждали несколько сотен коллег.
- А говорили, что не праздновали...
- Не могу сказать, что все гости были мои. Это гости театра.
Признаюсь, не ожидал, что после спектакля будет нечто подобное.
Такое количество людей стало для меня сюрпризом. По возможности я
стараюсь избегать застолий. Скажу честно, в ресторане что-то
праздновал, может, два-три раза за всю жизнь. Последний раз это было
в Киеве.
- Сейчас к нам не собираетесь?
- Пока нет. В прошлом году был с концертом в Мариуполе. Очень бы
хотелось показать в Киеве новый спектакль, о котором мы с вами
говорили, и концерт. Вообще, я очень внимательно слежу за тем, что у
вас происходит. Мне это нравится. Так что большой привет и всего
наилучшего Украине.
Лилия
Музыка "Факты"
"Facty i kommentarii ". 23-Март-2005. Культура.
|
|