Сергей Юрский: «Никаких жалоб не имею»

 
     
  Народный артист России Сергей Юрский после долгих переговоров все же посетил наш город, представив на суд зрителя программу «Жест», состоящую из стихотворных и прозаических произведений. Со сцены звучали стихи Пушкина, Бродского, Маяковского, Есенина, Пастернака, самого Сергея Юрьевича. Тюменские зрители, давно ожидавшие выступления знаменитого актера, приветствовали мэтра стоя. После концерта Юрский уделил внимание журналистам.

− Сергей Юрьевич, тюменская публика приняла Вас тепло?

− Нет, неконтактно. Причин не знаю. Зрители были достаточно внимательными, но мы не нашли друг друга, на мой взгляд.

− Такое происходит часто?

− Я привык не предъявлять никаких претензий к зрителям, но не могу не анализировать свои выступления. Давно занимаюсь актерским ремеслом, записываю каждый концерт и даю оценку себе, своему контакту с публикой. Может быть, когда-нибудь это приведет к конструктивным выводам, и я пойму причину возникновения взаимодействия, появления волн, которые исходят из зала. Посмотрим.

− Кроме того, что Вы прекрасный актер, поэт и прозаик, Вы, кажется, еще и поете?

− У меня просто есть программа, которая называется «Домашние радости». В ней исполняются песенки. На сцене присутствует аккомпаниатор, стихи звучат под фортепиано. Собирался привезти эту программу в ваш город, но пианист оказался занят, поэтому я показал другой концерт… Однако, то, что я делаю, нельзя назвать пением. Это некие стихотворные идеи или пародии на наши надежды и чаяния разных годов. «Новогодние песенки под елочкой» за двадцать лет, рассказывающие о том, чего мы хотели и что из этого в действительности вышло.

− В одном из рассказов Вы рассуждаете на тему авторского права. А как в действительности к нему относитесь?

− Отменил бы. Я вижу, что, во-первых, авторы перестают владеть собственными произведениями. Во-вторых, наследники, боясь, что их ограбят, передают права агентам. Гоголь когда-то сказал: «Секретари погубят Русь». Агенты становятся собственниками Булгакова, Бабеля, Шукшина даже, уж не говорю о Хармсе, не говорю о Бродском. Сотрудники агентств словно в скорлупу заточают произведения великих писателей. Сейчас всем миром борются с пиратством, а я бы не стал, потому что пиратство в такой ситуации вполне естественно – через агентов просто нельзя прорваться.

− Как бы то ни было, Вашей самой запоминающейся ролью в кино был Остап Бендер. Помимо Вас, этот образ на экране создавали множество других актеров. Чье исполнение ближе всего?

− «Золотой теленок» был поставлен всего трижды, а если говорить не только об этом произведении… Мне нравится Остап Арчила Гомиашвили, но это Остап «Двенадцати стульев».

− Ваша книга «Содержимое ящика» очень контрастна. Первые ее части написаны человеком утомленным, тогда как последняя – более динамичная, живая. С чем
это связано?

− Со временем. Книга окончена мной в 98-ом году, а работа над ней началась давно. И в последний год перед изданием появилось много нового. То, что писалось раньше – повести «На даче» и «Чернов», по которой был снят фильм, – с большим трудом впервые вышло еще в издательстве «Советский писатель» в книге под названием «Безвременье». Тогда действительно было время безвременья. Потом эпоха изменилась, изменились и мои настроения.

− Кем Вы себя больше ощущаете, писателем или актером?

− Конечно, актером. Потому что это моя профессия, я учился актерскому ремеслу, занимаюсь им всю жизнь. Безусловно, и писательство, и актерство дают мне свободу самовыражения, но в литературном творчестве отсутствует необходимый мне живой контакт с залом. Разумеется, это очень опасно, особенно, когда ты уже в возрасте – нужно иметь много сил, чтобы получить отклик от публики. Но непосредственная реакция мне необходима. С книгой же связь теряется, как только она написана. Я с удивлением узнаю, что Вы ее читали. Похоже на бочку для воды. Дождей давно нет, она пустая, сухая. Идет прохожий и бросает в нее окурок, следующий – корку от банана… Складывается ощущение, что ты кидаешь свои книги в такую бочку. Обратно не достать, она глубокая. И что там происходит с твоим произведением – неизвестно.

− В кино тоже отсутствует контакт с публикой...

− Да, кино – это вне тебя, это консервы. К счастью, есть фильмы очень высокого класса, в которых я играл. Например, «Золотой теленок», «Маленькие трагедии», «Республика ШКИД», «Время, вперед!», «Человек ниоткуда», «Место встречи изменить нельзя». Эти фильмы пережили десятилетия, получили народное признание. Поразительно, что ни одна из этих картин никогда не получала ни одной официальной премии. Это занятно.

− Однако Вы сами недавно получили премию Президента «За вклад в культуру»…

− Это такая специфическая премия, которая выдавалась всего один год. Я совсем не обделен вниманием и доверием публики, поэтому никаких жалоб не имею. «На что жалуетесь, больной?» − это не ко мне.

Полина Баянда

Журнал «7 вечеров в Тюмени» 9 апреля - 15 апреля 2007 г.

 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О времени и о себе"]

Hosted by uCoz