Сергей Юрский: "Любовь безумна"

 
     
  "Ежедневные Новости", Владивосток, Приморский край
Дата публикации: 14 сентября 2001 года
Юлия Гусейнова


Артист, режиссер, сценарист и писатель в одном лице боится, что мысли, не дающие ему покоя, уходят в пустоту

На свете есть немало артистов. Есть артисты - работники сцены. Есть артисты любимые, дорогие, знаменитые, прославленные, заслуженные, народные - разные. И есть такие, для кого определение еще не придумано. Вернее, подойдет любое из вышеприведенных, но... Все будет, как бы это объяснить?.. Немножко не то, понимаете?

Когда-то этот человек, сам того не подозревая, круто изменил мою жизнь. Десятый класс, перепутье дорог, метание мыслей, поиск собственного "я" и "кем мне быть". Книжка Сергея Юрского "Кто держит паузу". Память сохранила черную с желтым обложку и... ощущение огромного счастья. Книга, пропитанная энергетикой блистательного мастера сцены, позвала меня в мир театра.

Информация "Н"
Юрский Сергей Юрьевич родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. После школы три года учился на юриста в Ленинградском университете. Но оставил его и окончил Ленинградский театральный институт им. Островского. Еще студентом его приняли в БДТ им. Горького, где он проработал 22 года. В 1979 году стал артистом театра им. Моссовета в Москве. Режиссер театральных спектаклей. Создал уникальный театр одного актера. Чтец многих программ классических и современных авторов. В 1992 году организовал в Москве "АРТель АРТистов Сергея Юрского". Снялся более чем в пятидесяти фильмах, самые известные из которых - "Человек ниоткуда", "Крепостная актриса", "Республика ШКИД", "Золотой теленок", "Король-олень", "Маленькие трагедии", "Место встречи изменить нельзя", "Не бойся, я с тобой!", "Ищите женщину", "Любовь и голуби" и другие. Повесть "Чернов", написанная Юрским в середине 70-х годов, стала литературной основой сценарного и режиссерского дебюта в кино. Народный артист России, лауреат Государственной премии, премии "Кинотавр" в номинации "Главные призы в конкурсе "Фильмы для избранных", обладатель медали Пушкина за фильм "Маленькие трагедии".

- Так вы читали мои книги? Как приятно...

- Взахлеб! И хочу спросить: что для вас эти книги?

- Моя боль. Театр - это фундамент, на котором стоит моя жизнь. И на этом фундаменте возникают разные вещи, в том числе и книги. И я здесь профессионал, говорить через литературу - часть моей профессии. Я написал и издал семь книг. В том числе книги, которыми могу гордиться. Я не получил ни одной рецензии. Ни в каких изданиях - театральных, нетеатральных - ни в одном. Я боюсь, чт о все мои мысли уходят в пустоту.

- Именно после вашей книги я подала заявление на театральный факультет...

- Окончили?

- Да.

- Работали в театре?

- Нет.

- Но почему?

- Я поняла, что это не мое...

- Послушайте, но это был просто этап! И никого он не минует! Вам нужно было просто выждать время, отдышаться, одуматься... Я убедился на собственном опыте: время - великий целитель. Хотя... И вы пошли в журналистику?

- Да.

- Ну, что ж... Это поступок. Достойный. Уйти вовремя... Я боюсь старости. И делаю все возможное, чтобы отодвинуть ее приближение, - и в физическом плане, и в моральном. Последнее - важнее. Но мысли, мысли - не дают спокойствия... Сейчас вот читаю удивительную книжку сахалинского писателя Олега Кузнецова. Казалось бы, роман специально-местного значения. Нет-с, господа! С литературой в России совсем не так плохо, как с театром...

- В спектакле "Железный класс" каждую роль можно считать бенефисом. Вам, долгое время работавшему сольно, сейчас лучше играть в ансамбле?

- Я всегда полагал, что театр одного актера - это ответвление от настоящего, полнокровного театра. Артист может существовать в монологе, но лишь некоторое время. Ведь настоящий театр - это всегда диалог. Он труден, но тем и ценен. И очень важно к этому диалогу вернуться. Именно диалог, на мой взгляд, сохранит театр. А он меняется, меняется очень сильно. И от этого страшно. У театра есть будущее, но... Мне почему-то кажется, что его будущее не там, куда он идет сейчас. На сегодняшний день мы считаем театром не то, что есть театр на самом деле. Сложно? Но сам театр перевернулся с ног на голову! Такова жизнь... Пляшем много! И эти пляски - не театр.

- И в кино вы давно последний раз снимались...

- А кино я вообще не занимаюсь! По-моему, его нет в природе. Или я не связан с тем кино, которое есть? Не вижу я кино! А вы видите?

- Да.

- А я не вижу. Есть специальное кино - Сакуров, к примеру. Хорошее кино. Вчера я видел просто замечательный фильм - "Мелкий бес". Но это - исключения. А вообще... Сценарии, которые я сейчас читаю, ужасные. Не просто плохие, слабые, бездарные, - а ужасные. И по этим сценариям снимают фильмы! Я счастлив, что не принимаю в этом участия.

- Ваши дни и без этого загружены работой?

- Акцент на вечере, исключительно на вечере. Тогда вновь и вновь происходит самый главный момент в моей жизни - я выхожу на сцену. Играть. Ведь какие бы слова я не говорил про театр, я безумно люблю его, и жизни своей без театра не представляю...
 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О времени и о себе"]

Hosted by uCoz