Сергей Юрский: «Зритель должен остолбенеть!»

 
     
  В Латвии

Вчера в Театре русской драмы состоялось торжественное закрытие сезона. На последних спектаклях три дня подряд в зале сидел Сергей Юрский. Он приехал посмотреть наших актеров и подумать над пьесой, которую хотел бы поставить в Риге. Выдающийся актер побывал в гостях у издательского дома «Петит» и ответил на вопросы «Часа».

Признание в любви

Имя Сергея Юрского - особенное имя в русском театральном мире. Конечно, замечательный артист, профессионал, большой мастер! И не только актер, а еще и режиссер, писатель, поэт... Но сверх того - человек с неколебимой нравственной репутацией, за которым и самая злая молва не числи т ни одного двусмысленного поступка. Его талант - единое целое с его душой. Ни оптом, ни в розницу не продается.

Все, что он считает в этом мире мелким и неинтересным (деньги и дачи, «рейтинг» и «имидж»), его искренне не интересует. Всему, что ужасно (воинствующему бескультурью), он столь же искренне ужасается. Всем прекрасным готов с открытой душой восторгаться. Реликтовый человек - Сергей Юрьевич Юрский. Таких больше «не выпускают»... В общем, очень хотелось сказать при личной встрече, что все мы им восхищаемся, но язык как-то прилип к небу.

Как всякий по-настоящему интеллигентный человек, Юрский общается легко, доверчиво и без фальши. В одном из своих интервью он сказал: «Мне нужна не похвала, а отклик». В общем, разговаривая с ним, хотелось вслушиваться в его мысли, откликаться. А до выражения любви и восторга дело так и не дошло. С опозданьем все-таки говорю: Сергей Юрьевич, мы восхищаемся!

«Я вам скажу один секрет...»

Все три дня своего визита Юрский обсуждал планы возможного сотрудничества с Русской драмой. Обсуждал в кабинете директора театра и на обеде в ресторане Bella Italia, во время прогулки по Старой Риге и на встрече с журналистами.

- Я приехал на переговоры, и в данном случае это слово надо понимать буквально: мы с Эдуардом Цеховалом говорили по нескольку часов в день. Каждый вечер я смотрел спектакль. О впечатлениях рассказывать пока не хочу, потому что с актерами этого театра меня связывают очень добрые и старые связи, а если я буду болтать, то могу сболтнуть что-то ненужное. Эдуарда Цеховала я знаю с самого начала его пребывания в Риге и очень ему симпатизирую, - рассказывает Юрский.

Но предложение поставить в Русской драме спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» он отверг сразу. Эту пьесу Островского Юрский много лет назад поставил в Театре имени Моссовета. В нем сыграла свою последнюю роль великая Фаина Раневская. Это был замечательный спектакль, смелый и светлый. Песенка из него «Я вам скажу один секрет - кого люблю, того здесь нет» до сих пор звенит у меня в ушах. Кстати, словами из этой песни Юрский назвал одну из своих последних книг («Кого люблю, того здесь нет»).

В общем, Юрский спросил: «Вы хотите, чтобы я поставил в Риге «Правда хорошо, а счастье лучше», или вы хотите, чтобы я поставил спектакль?» Директору Русской драмы пришлось ответить: «Чтобы вы поставили спектакль!» Тогда Юрский сказал, что приедет на переговоры.

Ну, если не Островский, то что же взамен?

Осиновый кол в спину лжеискусства

- Искусство должно чем-то выбить человека из привычной колеи. А иначе зачем оно? Для этого есть разные способы. Есть привычные аттракционы, разные американские горки. Тут - чистые эмоции, страх, адреналин. А театр действует своими способами. Правда, сейчас он очень часто притворяется американскими горками. Но и это становится все трудней. Сегодняшнее телевидение и театр с их якобы музыкой и якобы искусством сделали людей почти нечувствительными. Люди, может быть, и хотели бы, чтобы сердце заколыхалось, чтобы ум дрогнул... В конце концов, именно это и делает человека особым существом - наличие ума и сердца. Но человек уже не может. Он наркотизирован всем, что давит на его глаза и уши. Вот все это мы и обсуждаем с директором Русской драмы: можно ли что-нибудь сделать в таких условиях, нужно ли, и если делать - то что? Нужно клин какой-то всадить. Нужно обязательно оставить человека в публичном месте, то есть в зрительном зале, абсолютно одиноким в своих эмоциях, - считает Сергей Юрьевич.

Он предложил либо поставить малоизвестную стихотворную трагедию Николая Минского «Осада Тульчина» (Юрский уверен, что в Риге это прогремит, как атомная бомба!), либо взяться за театр абсурда и соединить Ионеско с пьесой современного драматурга. Когда-то он уже ставил Ионеско (пьесу «Стулья»). И читал со сцены стихи Даниила Хармса - обычно приговаривая, что делает это в последний раз, так как в реальной жиз ни абсурда уже больше, чем в стихах бедного обэриута. Он уверен, что тот проект, который скоро будут осуществлять на базе Русской драмы театры трех стран Балтии (спектакль «Русский смех» по новеллам Достоевского), - это очень своевременная идея. Ибо у Достоевского есть немалая доля абсурда.

- А театр абсурда - это инструмент, который отражает сегодняшний мир лучше другого. Но он должен быть обр ащен к людям, которые способны или воспринять это, или хотя бы остолбенеть!

Тиран и шлюха - герои нашего времени

Жизнь актера всегда череда масок, порой неожиданных. Как-то Екатерина Рождественская запечатлела Сергея Юрского на фотографии в образе Иосифа Сталина. А недавно он поставил в театре «Школа современной пьесы» спектакль «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по произведению Иона Друцэ и сам сыграл роль отца народов.

Не страшно ли было вживаться в образ кровавого тирана? Юрский отвечает, что страха не было, только интерес. Наверное, обращаясь к этой теме, актеру было важно высказать свое отношение к тем переоценкам ценностей, которые сейчас происходят в России, где, по статистическим опросам, половина населения видит в Сталине положительного героя.

- Я предложил привезти этот спектакль на гастроли в Литву и в Латвию, но все как-то очень кисло к этому отнеслись. Видимо, здесь эта тема звучит то ли больнее, то ли более чуждо.

По мнению Сергея Юрьевича, и Великая Отечественная война тоже подвергается полной переоценке у молодого поколения деятелей искусства. Речь о спектакле «Голая пионерка», который Кирилл Серебреников выпустил в театре «Современник» накануне 9 мая. Главная героиня - честная советская пионерка, из патриотизма ставшая полковой шлюхой.

- Это очень искусство, но оно мне отвратительно. Это точка зрения сегодняшнего поколения на ту войну, на ту нашу жизнь и на нынешнее наше сознание. Она все перечеркивает: не было никакой войны, не важно. кто и кого победил, все равно вы все г...о. Точно так же для меня отвратителен фильм «Свои», который снял сын моих друзей Дмитрий Месхиев. Герои фильма настолько мерзки, что мне как зрителю совершенно не хочется, чтобы они победили! А немцев в фильме не видно - может быть, они лучше... Самое страшное, что это никакой не политический заказ, а точка зрения поколения. Которая совпадает с точкой зрения господина Эрнста, твердо знающего, что будет кушать публика.

В объективе - юбиляр

Параллельно театру в жизни Сергея Юрского всегда присутствовало литературное творчество. «Час» поинтересовался, что и как пишется... Актер признался: последние восемь месяцев не пишет ничего, кроме писем. Во 2-м номере журнала «Знамя» за этот год вышла его публицистическая проза «Вся включено», может быть, это когда-нибудь станет зерном следующей книги...

- А сейчас ничего не могу писать, потому что было жуткое напряжение в связи с выходом спектакля о Сталине и празднованием моего юбилея! - говорит он.

16 марта Сергею Юрскому исполнилось 70. Коллеги в Москве и Петербурге поздравили его праздничными концертами. Но к радости была примешана огромная усталость:

- Юбилей, честно говоря, совершенно высосал меня эмоционально. Для меня самым важным было посещение могилы родителей, которым я пришел сказать: «Я пережил вас, я теперь старше вас, я совсем один, и мне страшно»... И вот с этого дна я теперь с трудом поднимаюсь.

Но юбилейные хлопоты еще не закончились. На днях актер отправляется в Питер, где будет работать с Сергеем Шолоховым над завершением большого проекта. Во время юбилейного марафона рядом с Юрским постоянно была съемочная группа, которая запечатлела не только все его спектакли и банкеты, но даже то, что происходит в гримерке. Теперь нужно доснять кадры, которые соединят все в единое целое. Это будет целая летопись творчества 70-летнего Сергея Юрского.

Бендер не станет Паниковским

Есть роли, которые преследуют актеров, как тень. Константину Райкину всю жизнь приходилось доказывать, что он уже не Труффальдино из Бергамо, Калягину - что он не донна Роза из Бразилии. В сознании массового зрителя Сергей Юрский точно так же остается Остапом Бендером из «Золотого теленка». Но на вопрос, как он относится к своему давнему киногерою, он отвечает: «С восхищен ием!»

Однако никаких свойств великого комбинатора в себе никогда не обнаруживал. Скорее наоборот - случалось, что Бендеры наших дней, не признав в лицо знаменитого актера, выцыганивали у него деньги за якобы помятый им «мерс» (типичный «развод» московских мошенников). Юрский так торопился, что не мог ждать милиции, и принужден был откупиться: «Это был известный трюк, я понимал, что меня дурят, но все было так изумительно разыграно, что не жалко было заплатить!»

Недавно тема «Золотого теленка» снова всплыла в жизни актера. По его словам, никому не известная 26-летняя девушка, без всякого опыта, взялась снимать 12-серийный телефильм по роману «Золотой теленок». На роль Паниковского она пригласила Валентина Гафта, а когда он заболел, без стеснения позвонила Юрскому и предложила роль ему. «Я, конечно, отказался! Нормальные люди так не делают!» Кажется, нравы современного российского кинематографа возмущают Юрского гораздо больше, нежели бандитские «наезды».

Источник: "Час"

18.06.05

 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О времени и о себе"]

Hosted by uCoz