|
"НГ", 21 апреля 2006 года
Мария Покровская
В театре имени Моссовета перешли от примитивно-вербального к
концептуальному
В Театре имени Моссовета сыграли премьеру
спектакля «Предбанник» по пьесе Игоря Вацетиса в постановке Сергея
Юрского. С первого появления этого драматургического имени в
театральной среде говорят, что под псевдонимом «Вацетис» скрывается
сам Юрский. В новом спектакле он играет одну из главных ролей.
В предбаннике (так в театре называют курилку) между выходами на
сцену отдыхают артисты. Пьют пиво, травят байки, ругают главрежа.
Здесь и сетования на судьбу актера старой школы в эпоху всеобщей
коммерциализации, и ревностные подсчеты чужих гонораров, и
констатация горьких истин: «Слова потеряли свое значение, а наша
профессия как раз состоит в том, чтобы произносить выученные
наизусть слова.. Миша, мы – обманщики!»
Старые лицедеи Батенин (Александр Филиппенко) и Стоцкий (Александр
Яцко) появляются то в костюмах строителей, то выряженные Толстым и
Чеховым. Причем классики в их исполнении выглядят непримиримыми
антиподами и почти комиками. То, как безмятежный циник Батенин
парирует выпады вечно брюзжащего Стоцкого, вызывает улыбку. По
звонку они возвращаются доигрывать спектакль, а предбанник в их
отсутствие превращается в конференц-зал для представителей крупной
политической партии, портрет Станиславского на стене незаметно
сменяет лукавая физиономия кандидата в президенты (сценография –
Александра Бойма). Политтехнологи, депутаты, воротилы бизнеса,
йоги-мистики... Их кулуарные разговоры еще смешнее, чем актерские
байки. Здесь и жаркие споры по поводу схемы метрополитена, в котором
каждый из спорящих не был лет двадцать, и размышления о том, что бы
такое «впрыснуть» в сознание безмозглого электората, пересыпанные
туманными квазинаучными терминами вроде «пустот в сознании» или
«перехода от примитивно-вербального к концептуальному». Чего стоят
одни только ернические монологи политтехнолога Туапсинского. Роль
старого пройдохи явно писалась в расчете на Юрского-актера. Не
расстающийся на протяжении всего действия с флягой скотча,
Туапсинский выступает этаким шутом, чьи язвительные замечания никто
не воспринимает всерьез, но которые со временем грозят стать
пророческими. Он так и сыплет афоризмами: «Пусто место чисто не
бывает», «Мы вышли из темноты и неволи, в которой у нас была
свобода», – которые мгновенно врезаются в память. Что и говорить,
Сергей Юрьевич, как опытный политтехнолог, виртуозно владеет
методами воздействия на массы.
Действующих лиц в спектакле много, вдвое больше, чем самих артистов.
К слову, актерский состав подобран блестящий, по нынешней традиции
актеры из труппы театра перемешаны с приглашенными. Приглашенная
звезда Александр Филиппенко дьявольски обаятелен и дьявольски же
страшен, играя крупного дельца и кандидата в президенты Акимова.
Узнаваемы и другие типы нашего времени – охранник Николай (Александр
Бобровский), невозмутимый и равнодушный; беспринципная профурсетка
Магдалена (Анна Гарнова), готовая идти по головам; депутат Лидия
Пална Парковка (Лариса Кузнецова), скрывающая некомпетентность под
маской чрезвычайной энергичности. Спектакль заявлен как «путаница в
двух действиях». И действительно, как тут не запутаться, когда во
втором действии электоральные властители дум вдруг обнаруживают себя
актерами. Теми самыми. Оказывается, что в перерывах между
спектаклями они снимаются в телесериале про политику. Выясняется это
почти случайно, когда у дяди Бори, исполнителя роли Туапсинского, на
съемочной площадке случается сердечный приступ...
Мораль проста: поручиться ни за кого нельзя, каждый второй – не тот,
за кого себя выдает. Вот оно что! Новый смысл обретает начало
спектакля: девушка выходит в еще не освещенное пространство сцены,
начинает разминаться. Свет в зале в это время еще не погашен, и
зрители, невольно чувствуя именно себя в центре внимания, сами себе
начинают казаться актерами...
Что автор констатирует безапелляционно, так это то, что за все
придется держать ответ. Всему – свой срок. И баня будет. Не сауна с
девочками, а настоящая русская баня. По-черному.
А пока, по мысли то ли Вацетиса, то ли Юрского (они единомышленники
– это ясно), мы все в предбаннике. |
|