Шоу абсурда в декорациях действительности  
     
  Союз драматурга-невидимки Игоря Вацетиса и Сергея Юрского всегда дает экзотические плоды. И вот созрел очередной – «Предбанник», поставленный Юрским на сцене под крышей театра им. Моссовета.

Спектакль (как впрочем, и все предыдущие творения Юрского) ординарным не назовешь никак. Мастер в своем стиле – наслоения смыслов, подтекстов, аллюзий при кажущейся простоте и обыденности происходящего на сцене. Сюжет до смешного прост: сценки из актерской курилки (того самого предбанника на театральном жаргоне), перемежающиеся со сценками из некоего предвыборного штаба важной персоны с простой фамилией Акимов (Александр Филиппенко). Действие развивается дискретно и параллельно, чтобы в конце поставить зрителя перед фактом: ребята, все, что вы видели – просто игра, съемки фильма; нет никаких экстрасенсов, политтехнологов, бизнесменов, руководителей партии, все мы – актеры, играющие лабуду, проплаченную продюсером.

Однако не в сюжете дело. И даже не в тексте, хотя вдумчивого зрителя текст не может не зацепить – слишком он многослоен и близок нашей повседневности. Юрский продолжает следовать одному мудрому правилу: сложнейшие вопросы решаются в обыденных разговорах. Ведь на первый взгляд все диалоги ситуативны и будничны: актеры ругают режиссеров, чихвостят коллег, жалуются на жизнь, делят роли; в предвыборном штабе заняты стратегией и тактикой, флиртуют, покупают и продают, обсуждают качество и возраст сыра в бутербродах, угнанные машины, выгодные контракты, падающий рейтинг. Но это первый слой. А ведь есть еще и второй, и третий. Однако там уже каждый зритель волен «гулять» самостоятельно. Для кого-то спор двух актеров (Александр Филиппенко и Александр Яцко) о реплике становится разговором об актерском искусстве и зрительском восприятии в целом, для другого – нет; у одних монологи политтехнолога-неудачника Туапсинского (Сергей Юрский) вызовут целый ряд аллюзий с недавним прошлым и современностью России, у других - лишь улыбку, кто-то разгневается на циничную и расчетливую красавицу Магдалену (Анна Гарнова) , потому что вдруг почувствует себя безликой песчинкой того самого электората, которым можно управлять, манипулировать, который можно обманывать и подкупать, а кто-то будет любоваться формами и изяществом молодой актрисы. И так каждый персонаж и сцена. Юрский опять работает по принципу зеркала, а уж кривое оно или нет – решать нам.

В роли зеркал – герои. По словам самого Юрского, пьеса Вацетиса о «типах сегодняшнего дня», «шестидесятниках»-интеллигентах в столкновении с сегодняшней действительностью. Это, конечно, условно, потому что на сцену выведены персонажи разных поколений и социальных категорий. И каждый из них в конфликте с сегодняшним днем. Скорее, спектакль показывает нам два типа людей: тех, которые сдались, махнули на все рукой, подчинились обстоятельствам, и тех, кто кроит действительность под себя, творит ее, отстаивая право на собственную судьбу. Насколько морально это единоборство с жизнью – снова решать зрителям, ибо в эту категорию попала и молодая актриса Эльвира (Анна Гарнова), бегающая по кастингам, и кандидат в большие политики Акимов (Александр Филиппенко), и беспринципная Магдалена и загадочный экстрасенс Никифоре (Александр Яцко) и пронырливый бизнесмен Каспар (Вячеслав Бутенко). А по другую сторону баррикад актеры Батенин, Стоцкий и Брюнас (Александр Филиппенко, Александр Яцко и Вячеслав Бутенко), политтехнолог Туапсинский, он же актер дядя Боря (Сергей Юрский) и гранд-дама Лара (Лариса Кузнецова).

Как видим, у артистов в постановке очень сложная задача – сыграть сразу две роли, причем у некоторых (тех же Филиппенко и Яцко) персонажи противоположны друг другу. При этом перевоплощаться надо моментально, в течение нескольких секунд. Радует, что с этой задачей справились все. Получился отличный актерский ансамбль, в котором сплошные сольные партии. Актерам удалось добиться потрясающей согласованности игры (что тем более удивительно, если учесть, что в спектакле многое построено на импровизации) и замечательного правдоподобия. Представленные ими персонажи совершенно не выглядят «типами», напротив, перед нами настолько живые люди, что иногда стирается граница между залом и сценой, и начинаешь ощущать себя участником действа. Пожалуй, все восемь актерских работ в этом спектакле чрезвычайно удачны. Особенно стоит отметить Александров – Филиппенко, Яцко и Бобровского. Филиппенко за удивительное «обаяние мерзости», когда он представлял нам Акимова, Яцко – за неординарный типаж нескучного брюзги в образе актера Стоцкого, а Бобровского – за умение из ничего сделать конфетку, ибо его роль предполагалась самой неинтересной в спектакле, а стала одним из украшений. Впрочем, и Юрский, и Бутенко, и обе дамы так же прекрасно справились с задачей. Получился ансамбль солистов, умеющих отлично работать в унисон. Вероятно, всем актерам, было по-настоящему интересно делать спектакль. Видно, что играют с удовольствием и полной отдачей.

Что же касается самого спектакля… Огромный круглый стол для заседаний, дверь и лестница, якобы на сцену – вот и вся обстановка для «путаницы в двух действиях», как обозначено в програмке. «Почему спектакль надо начинать со стойки на голове?» - гневно восклицает один из персонажей. Спектакль не только начинается, он проходит, «стоя на голове», потому что приоткрывает нам, привыкшим к красивым фасадам, изнанку явлений и вещей. Театр - через призму актерской курилки, политику - в свете разработки технологий по обману «быдла» и собственному обогащению. Заглянуть за фасад нам предлагают буднично, без патетики, просто помещая зрителя в ситуацию. Ведь когда гаснет свет, и актриса Эльвира (Анна Гарнова) начинает отрабатывать свою стойку на голове, мы уже в предбаннике, и можем только уйти, чтоб не видеть.

Впрочем, вряд ли нам захочется, потому что спектакль, не смотря ни на что, получился ироничным и смешным. Он наполнен абсурдом настолько, что довлатовской афоризм: «Абсурд становится нормой, а норма вызывает удивление» - вполне применим к нему. Босой граф Толстой (Александр Филиппенко), хлебающий пиво «Старый мельник» прямо из горлышка, вальяжный барон (Александр Яцко) в цилиндре и фраке, читающий «Аргументы и факты», политтехнолог (Анна Гарнова) и политический деятель (Лариса Кузнецова), спорящие о карте метро, экстрасенс, раздающий конфетки, вечно нетрезвый политтехнолог (Сергей Юрский), которому везде мерещатся бомбы, исполнительный охранник Николай (Александр Бобровский), у которого в одном кармане бутерброд с сыром (причем, со старым сыром!), а в другом - пачка долларов, полученных им за предательство хозяина. Последний стежок в этом абсурдном кружеве – мамба, которую по воле экстрасенса Никифоре танцуют все участники действа. Она столь очаровательно нелепа, что зал просто заливается смехом. Но именно в этот момент понимаешь: все абсурдные ситуации взяты из жизни, и нам просто показали то, чего мы привыкли не замечать в повседневности.

В конце, как во всяком карнавале, срываются маски. Очень важная персона Акимов, «продвинутый» политтехнолог Магдалена, загадочный экстрасенс Никифоре, проныра-бизнесмен Каспар, весомый политический деятель Лара, невозмутимый охранник Николай в один миг превращаются в лицедеев, усталых и грустных, в беспокойстве столпившихся вокруг дяди Бори (Сергей Юрский), которому стало плохо прямо на площадке. В полной тишине звучат его последние горькие реплики. Действие замирает, чтобы взорваться напоследок той самой мамбой, в вихре которой никто не заметит как…

Развязка трагична, причем вдвойне трагична именно за счет контраста и будничности: только что бессмысленное безудержное веселье, и вдруг… Как в знаменитом детективе «Десять негритят», герои вдруг обнаруживают, что их стало на одного меньше. Дядя Боря – самый старший и мудрый оставил их, не захотел, не смог больше участвовать в абсурде жизни и ушел. Тихо, незаметно, предоставив другим разбираться в происходящем.

Немая сцена, гаснет свет и буднично, словно уходя с работы, герои покидают предбанник без слез, пафоса и суеты. Дядя Боря так решил. Ведь остановиться, не шагнуть, замереть – тоже выбор, и каждый волен сделать его.

А шоу должно продолжаться?

Татьяна Альбрехт
"Восток-Информ"
 
 

 

 

[Вернуться на страницу "О спектакле..."]

Hosted by uCoz